|
Кто заплатит за БАМ и Транссиб
Правительство согласовало РЖД первый инвестиционный суперпроект – модернизацию Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. Государство даст на него 260 млрд рублей из фонда национального благосостояния
Правительство согласовало схему финансирования модернизации Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей до 2018 года. Всего на это уйдет 560 млрд рублей, рассказали два источника, близких к РЖД и правительству. Из них на БАМ будет потрачено 360 млрд рублей, 200 млрд рублей – на Транссиб. Модернизация увеличит пропускную способность этих магистралей к 2020 года до 50 млн т в год, уверяют собеседники "Ведомостей". Сейчас она – 16–18 млн т в год.
Эти цифры гораздо меньше тех, что предлагали в РЖД. В прошлом году они оценивали проекты расширения пропускной способности БАМа и Транссиба в 918 млрд рублей (в ценах 2011 года), обещая дополнительную пропускную способность к 2020 году в 80 млн т в год, рассказал "Ведомостям" источник, близкий к РЖД. А в обновленном варианте генсхемы развития железнодорожного транспорта до 2020 г., который был представлен в правительство весной, модернизация БАМа и Транссиба оценивалась в 180,4 млрд рублей по консервативному варианту и в 769,3 млрд рублей - по инновационному.
Из 560 млрд рублей, на которых в итоге остановились, правительство выделит 260 млрд рублей, а 300 млрд рублей РЖД профинансируют из собственных средств, говорят собеседники "Ведомостей". Бюджетные деньги монополия получит из фонда национального благосостояния. Выделить 260 млрд рублей из бюджета в конце апреля поручил премьер-министр Дмитрий Медведев. Поправки в бюджет будут обсуждаться в правительстве в конце июня. В этом году может быть выделено 16 млрд рублей.
Покрытие дефицита финансирования БАМа и Транссиба из госбюджета – единственный вариант для реализации этих проектов: БАМ и Транссиб сложно окупить, уверяет руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Основной вид груза, который перевозится по этим магистралям, – уголь, а тариф на его перевозку – один из самых низких (0,18 рублей за 1 т/км), тогда как средний тариф на перевозку других грузов – 0,37 рублей за 1 т/км, объясняет он.
Сейчас в правительстве обсуждается инвестпрограмма РЖД до 2020 года на 5,7 трлн рублей. Из собственных средств компания может профинансировать только две трети этой программы, дефицит составляет 1,9 трлн рублей. В РЖД рассчитывают, что около 400 млрд рублей из этого дефицита будет профинансировано за счет кредитов, а еще 300 млрд рублей – за счет инфраструктурных облигаций. Уже в этом году ВЭБ вложит в инфраструктурные облигации РЖД 100 млрд рублей пенсионных накоплений граждан. Впрочем, инвестпрограмма до 2020 года еще может быть порезана – Минэкономразвития предлагает ограничиться самым необходимым и уложиться в 2,7 трлн рублей.
Милана Челпанова
|
|