|
Железнодорожники могут получить от Росприроднадзора документ, значительно упрощающий утилизацию деревянных шпал.
На сети скопилось 50 млн отработанных шпал. Поскольку они пропитаны антисептическими средствами и в Федеральном классификационном каталоге отходов отнесены к третьему классу опасности, возможности их использования крайне ограничены.
Шпалы нельзя складировать в полосе отвода, продавать населению как строительный материал или топливо, сжигать без специализированных установок. Однако ситуация может в корне измениться. "Отработанные деревянные шпалы больше не представляют опасности для почвы и водоемов. А значит, появилась возможность не только проще их утилизировать, но и использовать", – заявила директор филиала компании Научно-производственного центра по охране окружающей среды Любовь Бухтина на расширенном совещании в ОАО "РЖД" по организации обращения с отходами производства и потребления. По словам Любови Бухтиной, с 1999 года почти на всех шпалопропиточных заводах стали использовать малотоксичный нефтяной пропиточный материал. Он пришел на смену масляным антисептикам, в том числе каменноугольному маслу, которое содержало опасный компонент – креозот. И теперь в соответствии с природоохранным законодательством сотрудники центра подготовили и передали на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования материалы для внесения в классификационный каталог нового вида отходов – деревянных шпал с содержанием нефтепродуктов менее 15%, четвертого класса опасности. После рассмотрения этих материалов можно будет получить на шпалы паспорт, значительно расширяющий и упрощающий возможности их хранения и утилизации.
Старший вице-президент, главный инженер ОАО "РЖД" Валентин Гапанович считает необходимым находить более достойное применение шпалам, чем просто пускать их в дым. По его словам, нужно широко распространять технологию утилизации, применяемую на станции Тагул Восточно-Сибирской дороги. Там тепло идёт не в атмосферу – установка позволяет отапливать производственные помещения. И весьма эффективно – ведь теплота, выделяемая при сжигании шпал, соизмерима с теплотой от горения каменного угля. А ведь можно не только отапливать цеха и кабинеты. И тепло, и электричество, получаемое от сжигания шпал, можно успешно продавать. Другое дело, что такая спецустановка, как на станции Тагул, всего одна, мощность ее - 185 тыс. шпал в год. Для строительства таких установок на других дорогах потребуются немалые затраты. Предприятия, ответственно относящиеся к охране природы, не получают должной государственной поддержки и в итоге оказываются внакладе.
Валентин Гапанович привел пример. По своей инициативе ОАО "РЖД" переходит на дизельное топливо, соответствующее экологическому стандарту "Евро-4". Этот стандарт регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах. Такая солярка составляет 60% от всей потребляемой компанией. Но стоит на 10% дороже, чем по предыдущему стандарту. А преференции за сохранение чистого воздуха законом не предусмотрены, и компания несет ощутимые убытки. Хотя очевидно: для того, чтобы предприятия активно перерабатывали отходы своего производства, необходимо экономическое стимулирование.
|
|