Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский опасается коллапса на рынке зерноперевозок: с 1 июля ожидается высокий экспорт зерна, но транспортные компании будут вынуждены из-за нового техрегламента вывести из оборота старые зерновозы. Как стало известно РБК daily, чтобы финансировать ускоренную замену парка вагонов, крупнейший перевозчик зерна "Русагротранс" может увеличить тарифы на 30-40%.
В предстоящем сезоне урожай зерна в России может составить 95-100 млн тонн против 70 млн тонн в 2012 году, а экспортный потенциал оценивается до 25 млн тонн, рассказал Аркадий Злочевский, выступая вчера на экспертном совете РСПП.
Помешать экспортным планам может нехватка вагонов: в апреле правительство ограничило срок эксплуатации старых вагонов одним годом после всех видов ремонта. На этот шаг чиновники пошли после участившихся случаев аварий на железной дороге.
По мнению г-на Злочевского, данное решение к 2015 году на треть сократит специализированный вагонный парк. На сегодняшний день в стране насчитывается порядка 35 тыс. вагонов-зерновозов, в том числе 28 тыс. из них принадлежит "Русагротрансу", еще порядка 2,2 тыс. — "Балт-Трансу" и 1,5 тыс. — "Технотрансу".
Сокращение парка неизбежно приведет к росту тарифов для отправителей зерна, уверен г-н Злочевский. И его опасения не напрасны. Заместитель гендиректора "Русагротранса" Олег Рогачев заявил РБК daily, что замену вагонов придется оплачивать рынку. Если в ближайшее время правила не изменятся, "Русагротранс" может повысить тариф уже в наступающем сельхозсезоне на 500-600 руб., чтобы профинансировать замену парка, не исключил г-н Рогачев. Сейчас средняя стоимость тарифа на один вагон составляет 1500 руб. в сутки.
При необходимости российские вагоностроительные заводы могут производить ежегодно 1 тыс. зерновозов. Но крупнейшему перевозчику для ускоренной замены устаревших вагонов придется размещать заказы на украинских заводах. В то же время вагоны именно украинской сборки вызывают наибольшие нарекания с точки зрения качества, говорят транспортники.
Управляющий директор "Технотранса" Виталий Шаповалов сообщил РБК daily, что его компания будет подтягиваться по уровню тарифов к монополисту. "Хотя у нас есть возможность держать тариф несколько дешевле, чем у "Русагротранса", за счет большей емкости вагонов и их оборачиваемости", — добавил он.
Если тариф резко вырастет, часть заказов на зерноперевозки уйдет к автотранспортным компаниям, уверен один из зернотрейдеров. Не исключено, что ряду трейдеров станет выгоднее создавать свой парк зерновозов.
Во избежание резких изменений на рынке участники экспертного совета РСПП собираются обратиться в правительство и профильные министерства с просьбой сохранить действующий порядок эксплуатации вагонов специализированного парка
|