|
"РЖД" запретили российским перевозчикам, а также транзитным операторам из стран СНГ и Грузии отправлять в союзную Белоруссию пустые полувагоны. В самой монополии это объясняют избытком иностранного парка на местных железных дорогах. Правда, некоторые операторы уверены, что "РЖД" преследовали другую цель: они хотят прекратить отток своих клиентов в вагоноремонтные депо Белоруссии.
В распоряжении РБК daily оказалась телеграмма "РЖД", запрещающая с 19 апреля пропускать на станции Белорусской железной дороги все порожние полувагоны российских собственников, а также из стран СНГ и Грузии. Из документа также следует, что запрет носит бессрочный характер, но может быть отменен в любое время специальной телеграммой "РЖД".
В "РЖД" пояснили: запрет введен по обращению Белорусских железных дорог (БЖД). "Все дело в избытке иностранных вагонов в Белоруссии: при норме 4320 вагонов там находится на 40% больше – 6776", — добавили в монополии. При этом в компании отметили, что запрет касается всех порожних вагонов, включая и те, что направлялись в соседнее государство на ремонт, а также следовали транзитом. "Мы вынуждены были принять меры и в отношении подвижного состава из других стран, ведь если белорусы откажутся их принимать, они скопятся на наших границах", — объяснил сотрудник "РЖД".
Источник в одной крупной операторской компании сообщил РБК daily, что таким образом белорусская компания надеется загрузить свой собственный парк, испытывающий конкуренцию, в том числе и со стороны россиян. Другой собеседник РБК daily среди собственников вагонов утверждает: это очень выгодное для "РЖД" решение и вызвано оно оттоком клиентов вагоноремонтных "дочек" монополии — ВРК1, ВРК2 и ВРК3 — в белорусские депо. Услуги белорусских компаний стоят на 20-30% дешевле, к тому же структуры "РЖД" довольно часто навязывают невыгодные условия, требуют вносить предоплату и могут забраковать детали без возможности их дальнейшего использования, делится собеседник. Белоруссия не пользуется таким огромным спросом у российских операторов, чтобы специально возить туда вагоны на ремонт, разве что попутно после отгрузки, возражает представитель одной лизинговой компании.
Нынешняя ситуация аналогична той, что происходит в Казахстане, который также ограничил возможности работы иностранных операторов на рынке, говорит глава агентства "Infoline-Анатилитка" Михаил Бурмистров. При этом, продолжает аналитик, в Белоруссии практически весь парк принадлежит Белорусской железной дороге и государственным компаниям, что обостряет реакцию на попытки экспансии на местный рынок иностранных операторов. По мнению Михаила Бурмистрова, сейчас большинство операторов из Казахстана, Белоруссии и Украины отмечают резкое усиление конкуренции со стороны российских операторов, которые используют схемы обратной загрузки и тем самым вытесняют местные компании в международном сообщении.
|
|