|
Правительство начало системную борьбу за безопасность грузовых железнодорожных перевозок, введя почти полный запрет на продление эксплуатации старых вагонов. Это временная мера — до разработки к осени нового положения о продлении. Участники рынка считают, что оно будет жестким и старые вагоны придется массово списывать, в первую очередь крупнейшим игрокам, но серьезных проблем для грузоотправителей не ждут.
Вице-премьер Аркадий Дворкович утвердил план мероприятий для "обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава". Всего в нем 25 пунктов, но ключевым является почти полный запрет на продление эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы. Временно продлевать его можно будет лишь на год, а не на 10-11 лет, как сейчас. Соответствующее поручение господин Дворкович направил профильным ведомствам и ОАО "РЖД". Источники "Ъ" в аппарате вице-премьера утверждают, что запрет будет введен в действие "в ближайшее время". В третьем квартале должно быть разработано новое положение о продлении — "на принципах определения остаточного ресурса" вагона.
Кроме того, Ространснадзор проведет проверку всех предприятий, имеющих свидетельство на право продления срока службы вагонов. Источники "Ъ" говорят, что часть депо, скорее всего, покинут рынок. До завершения проверки выдавать новые свидетельства на право продления запрещено.
Дискуссия о запрете продления велась с конца 2012 года. В декабре об этом просили вагоностроители, у которых из-за профицита парка на рынке упали объемы производства (в январе-марте примерно на 40%). Важным аргументом стали и участившиеся сходы грузовых поездов. Идеи активно поддержал Минпромторг, предложив увеличивать срок службы вагонов максимум на пять лет "в исключительных случаях". На письмо главы министерства Дениса Мантурова положительную резолюцию поставил президент Владимир Путин. Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин в феврале говорил, что в запрете нет необходимости, потому что при сходах ломаются относительно новые вагоны, с боковыми рамами 2001-2008 годов производства. Но вчера в монополии заверили, что поддерживают изменение правил продления.
Против запрета выступали крупнейшие в стране "Первая грузовая компания" (ПГК, более 190 тыс. вагонов, входит в UCLH Владимира Лисина) и "Федеральная грузовая компания" (ФГК, более 160 тыс. вагонов, принадлежит ОАО "РЖД"). Средний возраст их парка — около 20 лет. Всего в России, по данным Минпромторга, 230 тыс. вагонов с продленным сроком службы, то есть уже около 20% парка. По подсчетам ПГК, запрет на продление может сократить парк вагонов в стране примерно на 98 тыс. в течение 2014 года. Самой ПГК нужно продлевать срок службы еще порядка 20-25% вагонов, рассказал источник "Ъ" в компании.
Впрочем, официальная позиция НП СОЖТ (объединяет крупнейших операторов на рынке), с которой был ознакомлен вице-премьер, совпадает с принятым решением. "Партнерство считает целесообразным введение поэтапного ограничения продления срока службы вагонов, но с учетом обеспечения непрерывного перевозочного процесса и соблюдения безопасности движения поездов", — пояснили "Ъ" в НП СОЖТ. Источник в НП добавил, что на президиуме партнерства, когда обсуждался вопрос о запрете продления, против выступали только представители ПГК и ФГК.
"Продление разрешили в 1990-е годы как временную меру, потому что тогда был дефицит вагонов. Но сейчас рынок другой, пора менять правила", — говорит топ-менеджер одного из крупных операторов. Другой собеседник "Ъ" на рынке добавляет, что ФГК и так закладывала более 150 млрд руб. инвестиций в обновление парка до 2016 года, а ПГК "досталась Владимиру Лисину по хорошей цене", с учетом профицита она может почти безболезненно списать часть вагонов. "В любом случае проблемы конкретных игроков не так важны, как ситуация в целом по отрасли", — добавил собеседник "Ъ". Операторы считают, что новое положение о продлении будет жестким и старые вагоны действительно придется массово списывать.
Заместитель гендиректора государственной НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) по железнодорожной технике Андрей Шленский сообщил "Ъ", что корпорация "удовлетворена тем пакетом мер, который был разработан комиссией при Аркадии Дворковиче". "Мы надеемся, что следующим шагом будет разработка мер по стимулированию обновления парка", — добавил топ-менеджер. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что увеличение срока эксплуатации вагона всего на год экономически нецелесообразно, поэтому операторы, скорее всего, будут отставлять подвижной состав до момента принятия нового положения о продлении. По оценкам эксперта, операторы в 2013 году хотели увеличить срок службы более 25 тыс. вагонов.
Источник на рынке говорит, что жесткое ограничение продления может в среднесрочной перспективе привести к дефициту парка на локальных рынках, соответственно, к росту ставок для грузоотправителей. Но, добавляет собеседник "Ъ", сейчас есть уже больше пяти крупных операторов, которые профессионально следят за спросом и в случае его всплеска сразу дополнительно арендуют или докупают вагоны.
|
|